Дислалия (косноязычие)

Представьте себе мир, в котором самые простые слова превращаются в непреодолимое препятствие. Ребенок хочет сказать «шапка», а получается «сяпка» или «фапка». Он пытается описать любимого «кота», но вы слышите «тота» или «хтота». Это не детская игра и не милая особенность, а довольно распространенная речевая проблема, которая в логопедии носит название дислалия, или в просторечии – косноязычие. Это состояние, при котором при полном сохранном слухе и нормальном интеллектуальном развитии ребенок систематически искажает, пропускает или заменяет звуки родной речи. Родители часто надеются, что «само пройдет», но без своевременной помощи логопеда эти, казалось бы, незначительные ошибки могут серьезно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка – от успеваемости в школе до социальной адаптации.

Интересно, что механизмы формирования речи тесно связаны с общим физическим развитием ребенка. Наш организм – это единая система. Нарушение осанки, вызванное, например, плоскостопием, может приводить к напряжению в шейно-воротниковой зоне, что, в свою очередь, влияет на кровоснабжение и иннервацию мышц речевого аппарата. Нескоординированность общих движений тела иногда коррелирует с недостаточной координацией тонких движений языка и губ. Поэтому комплексный подход к развитию ребенка, включающий внимание и к его физическому состоянию, и к речевым навыкам, зачастую является наиболее эффективным.

Как устроен наш речевой аппарат

Чтобы понять суть проблемы, давайте ненадолго заглянем «за кулисы» нашего голоса. Речь – это невероятно сложный и отлаженный процесс, в котором участвуют десятки мышц, управляемых мозгом. Мы редко задумываемся о том, как именно рождаются звуки. А происходит следующее: поток воздуха из легких проходит через гортань, где голосовые связки создают вибрацию – голос. Затем этот звуковой поток попадает в ротовую и носовую полости, которые выполняют роль резонаторов. И вот здесь на сцену выходят главные «артисты» – язык, губы, щеки, мягкое небо и нижняя челюсть.

Именно точные, молниеносные и согласованные движения этих органов формируют знакомые нам звуки. Например, для звука [C] кончик языка упирается в нижние резцы, а его спина выгибается горкой, создавая узкую щель для воздушной струи. Для звука [Ш] язык принимает другое положение – он широкий и поднят к небу. Если какая-то часть этого механизма работает неидеально – мышцы языка слабые, губы недостаточно подвижны, ребенок не может сделать правильный выдох – звук искажается.

Дислалия – это именно сбой на «периферии», в работе самого речевого аппарата, в то время как центральная нервная система, отвечающая за понимание и порождение речи, полностью сохранна. Важно понимать, что дислалия – это лишь один из возможных типов нарушения речи, которые могут встречаться у детей и взрослых.

Какие бывают виды дислалии

Специалисты подразделяют дислалию на несколько видов, в зависимости от причин и характера нарушений. Это разделение важно для понимания того, какая именно помощь требуется ребенку.

Функциональная дислалия – самый распространенный тип, при котором нет никаких физических дефектов в строении речевого аппарата. Все органы целы и подвижны, но ребенок в силу каких-то причин не научился правильно их использовать. Часто это происходит из-за неправильного воспитания речи (сюсюканье с ребенком), пребывания в двуязычной среде, где звуки разных языков смешиваются, или просто по подражанию, если кто-то в близком окружении говорит нечетко. Сюда же относится общая физическая неловкость, которая иногда связана и с такими проявлениями, как плохая походка и моторная нескоординированность.

Механическая (органическая) дислалия. В этом случае причина кроется в конкретном физическом дефекте самого речевого аппарата. Это могут быть:

  • короткая подъязычная уздечка, ограничивающая подвижность языка;
  • массивный или, наоборот, слишком маленький язык;
  • аномалии прикуса (например, открытый прикус, когда передние зубы не смыкаются, и это мешает произнесению свистящих и шипящих звуков);
  • расщелины твердого неба;
  • неправильное строение губ.

В таких случаях логопедическая работа часто идет рука об руку с помощью стоматологов-ортодонтов или даже хирургов.

Кроме того, логопеды оценивают масштаб проблемы. Если ребенок неправильно произносит один-два звука (например, [Р] и [Л]), это простая дислалия. Если же нарушена целая группа звуков (все свистящие [C], [З], [Ц] или все шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), то речь идет о сложной, или полиморфной, дислалии.

Как проявляется косноязычие в речи ребенка

Симптомы дислалии обычно хорошо заметны внимательным родителям. Они проявляются в нескольких формах:

  • Искажение звука. Ребенок произносит звук не так, как принято в языке. Классические примеры – горловой или «французский» звук [Р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое небо; или межзубное произношение звуков [C] и [З], когда язык просовывается между зубами, создавая шепелявый оттенок.
  • Замена одного звука другим. Самый частый вариант. Ребенок использует существующий в языке звук вместо отсутствующего у него. «Лакета» вместо «ракета», «суска» вместо «сушка», «лыба» вместо «рыба». Замены происходят по принципу простоты – ребенок выбирает тот звук, который ему проще артикулировать.
  • Пропуск звука. Сложный для произношения звук просто выпадает из слова. «Акета» (ракета), «ама» (рама), «ука» (рука).

Эти дефекты могут комбинироваться, создавая причудливую картину речи, которую бывает трудно понять окружающим. Важно отметить, что подобные нарушения – это не просто «некрасиво». Они являются серьезным препятствием для формирования правильной фонематической системы. Ребенок, который сам путает звуки, часто и на слух их не различает. А это – прямой путь к проблемам с письмом в школе, когда фонетические ошибки плавно перетекают в стойкие дисграфические.

Диагностика

Прежде чем начать коррекцию, логопед проводит тщательную диагностику. Это не просто «скажи [Р]». Специалист обследует строение и подвижность артикуляционного аппарата: попросит ребенка поцокать языком, как лошадка, покусать его, пошевелить губами в улыбке и трубочкой, поднять язык к небу.

Проверяется фонематический слух – умение на слух различать похожие звуки (например, попросит показать на картинке «мишку», когда слышит это слово, и не реагировать, если сказано «миска»). Обязательно анализируется звукопроизношение всех групп звуков – соноров, свистящих, шипящих, аффрикат, звонких и глухих согласных.

Иногда, при подозрении на механическую дислалию, логопед направляет ребенка на консультацию к стоматологу-ортодонту или неврологу, чтобы исключить органические причины. Комплексный подход позволяет выявить корень проблемы и составить эффективный план коррекции.

Этапы логопедической работы

Коррекция дислалии – это длительный и последовательный процесс, требующий терпения от логопеда, ребенка и его родителей. Он состоит из нескольких этапов, пропустить которые невозможно.

Подготовительный этап. Если выявлена функциональная дислалия, на этом этапе логопед с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики готовит речевой аппарат к правильным укладам. Упражнения «Блинчик», «Чашечка», «Маляр», «Индюк» и многие другие помогают укрепить мышцы, выработать точность и дифференцированность движений. Если проблема в механическом препятствии, может потребоваться хирургическое вмешательство (например, подрезание уздечки) или ортодонтическое лечение. Параллельно ведется работа по развитию фонематического слуха.

Этап формирования первичных произносительных навыков – это непосредственно постановка звука. Логопед использует различные методы – подражательный, механический (с помощью зондов или шпателя), смешанный. Цель – помочь ребенку почувствовать и запомнить правильное положение органов артикуляции для получения чистого звука.

Этап автоматизации звука самый длительный. Поставленный звук нужно ввести в речь, сделать его привычным. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, потом во фразах и предложениях. На этом этапе роль родителей колоссальна – они должны ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, отрабатывая материал в игровой форме.

Этап дифференциации. Если ребенок ранее путал звуки, необходимо научить его различать их на слух и в собственной речи, чтобы не было ситуаций, когда он вчера говорил «рак», а сегодня «лак», пытаясь произнести одно и то же слово.

Роль родителей в успешной коррекции речи

Ни один логопед не сможет помочь ребенку без активного и грамотного участия родителей. Ваша поддержка, терпение и ежедневная работа – это 50% успеха. Создавайте дома благоприятную речевую среду: говорите четко и правильно, не сюсюкайте, читайте ребенку вслух, стимулируйте его к общению. Выполняйте все рекомендации логопеда и превращайте артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Никогда не ругайте ребенка за неправильную речь – это может вызвать страх говорения и усугубить проблему. Хвалите за малейшие успехи, поддерживайте его веру в себя. Помните, что работа над речью – это марафон, а не спринт, и ваше спокойное, позитивное отношение поможет ребенку пройти этот путь максимально комфортно и эффективно.

Дислалия – это не приговор, а лишь временное затруднение, которое при своевременном обращении к специалисту успешно преодолевается. Чистая, грамотная и красивая речь – это дар, который мы можем и должны подарить нашим детям, открыв им двери к уверенному общению и успешному обучению.

Список литературы:

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973.
  3. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
закрыть окно
ФИО
Телефон
E-mail
Укажите врача
Вопрос